"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных
занятиях"
Музыкально - оздоровительная работа в ДОУ
– это организованный педагогический процесс, направленный на развитие
музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического
здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает
использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:
- дыхательная гимнастика, повышает показатели
диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности.
- артикуляционная гимнастика, вырабатывает
качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к
правильному произнесению фонем.
- игровой массаж, повышает защитные свойства
верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый
тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез
- пальчиковые игры, развивают речь ребенка, повышают
координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют
пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием,
формируют образно-ассоциативное мышление
- речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух,
выразительность речи, двигательную активность
- музыкотерапия, способствует коррекции
психофизического статуса детей в процессе их двигательно - игровой
деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей,
снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль,
восстанавливает спокойное дыхание.
Все
технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей каждого ребенка, его интересов. Вся работа проводится совместно с
логопедами, воспитателями.
Таким образом,
результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих
способностей детей
- стабильность эмоционального благополучия каждого
ребенка
- повышение уровня речевого развития
- снижение уровня заболеваемости
- стабильность физической и умственной работоспособности.
Играйте
вместе с нами:
Упражнение
«Погреемся» (развитие дыхания)
Мерзнут на ветру ладошки, мы погреемся немножко.
Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с
голосом – «А-а-а».
Далее чередуют: на правую бесшумно, на левую – с
голосом.
Оздоровительный
самомассаж лица «Превращение»
Лепим, лепим ушки –
щипать
пальцами раковины ушей
Слышим
хорошо!
Нарисуем глазки –
поглаживать брови, глаза закрыты
Видим далеко!
Носик мы
погладим, большими
пальцами гладить крылья
носа
Усики
расправим. нарисовать указательными пальцами усы
Теперь мы не
ребята,
покружиться
А веселые зверята! похлопать в
ладоши
Пальчиковая
гимнастика «Посуда»
Раз, два, три,
четыре, удар
кулачками друг о друга, хлопок в ладоши
Мы посуду
перемыли: одна
ладонь скользит по другой по кругу
Чайник,
чашку, загибать пальцы по одному
Ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду
перемыли, одна
ладонь скользит по другой
Только чашку мы
разбили, загибать пальцы по
одному
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме
помогали. удар
кулачками друг о друга, хлопки в ладоши
Речевая игра со «звучащими жестами»
«Зимушка-зима»
Ах ты, Зимушка-зима, |
Пружинка
с поворотами, руки на поясе |
Белоснежная была, |
Притопы
ногами в ритме фразы |
Белоснежная была, |
Шлепки по
бедрам в ритме фразы |
Все дорожки замела. |
Качают
внизу руками вправо-влево, показывая дорожку |
Морозы трескучие, |
Прыжки с
поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в
ритме фразы |
А снега сыпучие, |
Сверху-вниз
махи кистями рук |
Ветры завьюжные, |
Качание
рук над головой |
И метели дружные. |
Моталочка
через верх вправо-влево |
Активное слушание
«Море»
- Море бывает разное – то приветливое, спокойное, то
вдруг налетает страшный ураган и вздымает огромные волны.
Под тихую музыку «Море» Н. Римского-Корсакова дети
плавно качают руками и произносит «ш-ш-ш», а под музыку «Шторм» в исполнении
Ванессы Мей раскачиваются и гудят.
И еще предлагается
музыка для релаксации: классические
произведения:
1.
Т.
Альбиони «Адажио»;
2.
И.
Бах «Ария из сюиты №3»;
3.
Л.
Бетвохен «Лунная соната»;
4.
Э.
Григ «Песня Сольвейг»;
5.
К.
Глюк «Мелодия»;
6.
К.
Дебюсси «Лунный свет»;
7.
Колыбельные;
8.
Н.
Римский-Корсаков «Море»;
9.
Г.
Свиридов «Романс»;
10.
К.
Сен-Сакс «Лебедь»;
11.
П.
Чайковский «Осенняя песнь»;
12.
П.
Чайковский «Сентиментальный вальс»;
13.
Ф.
Шопен «Ноктюрн соль минор»;
14.
Ф.
Шуберт «Аве Мария»;
15.
Ф.
Шуберт «Серенада»;
16. Р. Шуман «Грезы».