ПРОЕКТ
«Развитие музыкальных способностей посредством игры на деревянных ложках»
1.
Введение.
2.
Анализ внешней ситуации.
3.
Анализ внутренней ситуации.
4.
Цель проекта.
5.
Задачи проекта.
6.
Ожидаемые результаты.
7.
Этапы реализации проекта.
8.
Вывод.
9. Литература.
Введение.
Обычные ложки помогают решать целый комплекс
задач музыкального воспитания дошкольника. Они универсальны в применении, приемы игры на ложках быстро осваиваются, их форма и размер соответствуют размеру исполнительского аппарата (рук) дошкольника, а также - ложки прочны и надежны, имеют определенные музыкальные акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования,
самостоятельной деятельности и импровизации детей. Исполнительство на ложках рассматривается как зарождающаяся модель проявления и становления музыкальных задатков детей дошкольного возраста, развития
их личностных и коллективных качеств. Придумывая и исполняя собственные ритмы на ложках (на других ударных инструментах), импровизируя и создавая на них несложное ритмическое сопровождение, дети учатся через собственное творчество познавать мир музыки, развивать свое слуховое восприятие и музыкальную память. Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании. Сама работа (игра) с музыкальным инструментом, осуществляемые движения при исполнительстве физически развивают ребенка. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.
Стоит отметить, что, применяя только ложки, можно достаточно быстро создать ансамбль или оркестр ложкарей, являющихся активными формами музыкального воспитания в процессе коллективной музыкально-прикладной
деятельности.
Одна из самых актуальных и больших проблем
стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому нашему воспитанию необходим поворот к жизненным проблемам современного общества, обеспечение нравственного возврата, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях жажды потребности в активной интеллектуальной деятельности. Я думаю, что можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей
осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных музыкальных инструментах. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных
его проявлениях.
Анализ внутренней ситуации.
Коллектив МБДОУ «Детский сад №9» г.Канаш реализует примерную основную образовательную программу дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2015г.
Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. В процессе музицирования ведется работа по освоению и развитию основных навыков игры на народных музыкальных инструментах (деревянных ложках). Придерживаясь целей и задач программы я обнаружила, что слабо развито воспитание ребенка на лучших традициях русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах.
Проведя
диагностическое исследование, я выяснила, что:
5
детей из 23 показали высокий уровень;
7
детей из 23 показали средний уровень;
11 детей из 23 показали низкий уровень.
Диагностическое исследование
уровня развития музыкальных способностей детей посредством игры на русских
народных инструментах выявило проблему: несовершенство практики работы с детьми
старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, я предположила, что необходимо
приобщать ребенка к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры,
развивать желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно
развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности.
Цель проекта:
Развивать музыкальные
способности ребенка посредством игры на народных музыкальных инструментах (деревянных ложках).
Задачи проекта:
Обучающие:
Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному
миру звуков.
Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.
Исполнять не сложный аккомпанемент в виде остинатных
ритмоформул.
Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или музыкальными инструментами.
Использовать музыкальные инструменты для озвучивания
стихов, сказок.
Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.
Развивающие:
Развивать чувство ритма, тонкость и чуткость
тембрового слуха, фантазию в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
Развивать у детей чувство уверенности в себе.
Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.
Воспитательные:
Формировать у детей чувство коллективизма и
ответственности.
Воспитывать у детей
выдержку, настойчивость в достижении цели.
Ожидаемые результаты:
Играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм.
Применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х
ложках.
Слышать и понимать музыкальные произведения — его
основную тему.
Петь, чисто интонируя мелодию и одновременно играть на
ложках.
Ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской
души.
Понимать и
чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.
1.
Педагоги.
2.
Дети.
3.
Родители.
Задачей педагогов для реализации
цели стало:
- развивать социально
- профессиональную компетентность и личностный
потенциал;
- обеспечение родителей
информацией.
Определены задачи для детей:
- расширять и
обогащать знания детей (о быте, костюме, ремесле, художественных
промыслах, традициях, праздниках);
- обучение основам
техники игры на ложках;
- воспитание
интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.
Задача для родителей:
- повышение
культурного уровня родителей;
- ознакомление с
приемами, методами и формами организации музыкального воспитания;
- умение использовать
дома опыт музыкального воспитания в детском саду.
Этапы реализации
проекта.
1
этап. Подготовительный.
Срок: с 1 сентября 2022г. по 31
сентября 2022г.
Задачи этапа:
1.
Изучить передовой
педагогический опыт по данной проблеме.
2.
Подобрать
методическую литературу.
3.
Пополнить
методический и дидактический материал, создать
условия в соответствии с
требованиями.
2
этап. Основной.
Срок: с 1 октября
2022г. по 1 мая 2023 г.
Задачи этапа:
Реализовать проектную
идею.
Срок: 31 мая 2023г.
Выступление ансамбля ложкарей на
праздниках и мероприятиях в течении всего года.
Изучение методической литературы и освоение новых образовательных программ способствует получению необходимых знаний по обучению детей игре на ложках на основе новых подходов, повышение уровня профессио-
нальной компетентности, возможность разработать перспективный план.
Программа дополнительного образования кружка «Ложкари» Ефремова Н.Р. «Ритмическая мозаика» А.И.Буренина
Программа «Ладушки»
И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева
Основной этап.
Методы работы:
-Объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).
-Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).
-Исследовательский
(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
-Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
-Метод поисковых
ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
Ударные народные
инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты, приемы игры (на трех ложках).
В процессе знакомства с ударным инструментом дети:
-узнают об истории его создания;
-изучают
конструктивные особенности, исполнительские (в том числе технические) возможности;
-выделяют
характеристики, определяющие специфику конкретного инструмента.
При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти руки,
хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и
зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.
Инструмент следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз:
замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок - возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара. Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые
для игры мышечные ощущения, развить координацию рук.
План работы с воспитателями.
Форма работы |
Тема |
Консультация Консультация Консультация |
«Роль воспитателя на музыкальных
занятиях» «Как оформить музыкальный
уголок» «Самостоятельная музыкальная
деятельность детей в группе» |
План работы с родителями.
Форма работы |
Тема |
Анкетирование День открытых дверей Консультация |
«Музыкальное
воспитание в семье» «Ребенок на музыкальном
занятии» «Значение детских музыкальных инструментов» |
Заключительный этап.
Для успешного осуществления проектных мероприятий необходимо разработать систему диагностической работы.
Критерии
определения результативности |
Ритмичность выполнения всех заданий |
В совершенстве владеть приемами игры на 2-х ложках |
Легко, непринужденно сочетать игру на народных музыкальных инструментах
с пением и движением |
Проведя
диагностическое исследование я выяснила, что:
16 детей из 23 показали высокий уровень;
7 детей из 23 показали средний уровень;
0 детей из 23 показали низкий
уровень.
70% - высокий, 30% - средний, 0% - низкий
Результаты
проведенной диагностики, помогут определить степень реализации
разработанной модели развития музыкальных способностей посредством игры
на русских народных инструментах.
Вывод.
Благодаря восприятию музыки, пению народных
песен и игре на русских народных инструментах, ребенок обогащается, как личность.
Эмоциональный толчок активизирует познавательную сферу. На народном песенном и музыкальном материале постигаются нравственно-эстетические истины в соответствии с возрастом и музыкальным опытом.
Это тем более важно в наше сложное время. Когда ребенка окружает, так называемая, «коммерческая музыка» низкопробного достоинства. Моя же задача - сохранить в детской душе родное, народное, национальное духовное
богатство, не дать ему кануть в небытие.
На основе
изложенного мои воспитанники выступали с ансамблем ложкарей на праздниках и
мероприятиях.
Литература.
Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», изд. Москва 1990 г.
Программа
дополнительного образования кружка «Ложкари» Н.Р.Ефремова
А.
Широков «Русские народные песни», изд. Москва 1988.
«Гусельки»
Выпуск – 76, изд. Москва 1985
«Играем
и поем» Н.Метлов, Л.Михайлова, изд. Москва 1973
«Поет,
поет соловушка» Н.Метлов, изд. Москва 1962
«Гармошечка
– говорушечка» С.Мерзлякова, изд. Москва 1983