Конспект образовательной ситуации "В мире звуков"

Конспект занятия по развитию фонематического слуха и восприятия  в старшей группе

 «В мире звуков»

Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия.

Задачи:

Образовательные:

·                     совершенствовать навыки различения неречевых звуков;

·                     учить внимательно слушать речь, различать слова в потоке речи;

·                     учить подбирать рифмы к словам;

·                     закрепить умение различать слова, близкие по звуковому составу;

·                     закрепить умение выделять первый звук в слове;

·                      закрепить правильное звукопроизношение.

Развивающие:

·                     развивать слуховое внимание;

·                     развивать навыки звукового анализа через подбор слов, картинок с заданным звуком;

·                     развивать навыки ориентации в пространстве при помощи предлогов «перед», «за», «между», «возле».

·                     развивать наблюдательность, мышление, внимание.

Воспитательные:

·                     учить навыкам самоконтроля и самокоррекции;

·                     учить навыкам коллективной и индивидуальной работы;

·                      воспитывать в детях желание помогать друг другу.

·                      

Материал и оборудование: аудиозапись со звуками, картинка скрипичного ключа, ободки на голову с изображением паровоза и вагонов, стойки с названиями станцийразноцветные конверты с записками-заданиями, карточки - картинки для игры «Звуковые круги», красный и синий обруч, колокольчик, повязка для глаз, ноутбук.

 Методы и приемы:  

Игровые: воображаемая ситуация

Наглядный: карточки с картинками, картинки - символы гласные и согласные звуки, ИКТ.  

Практические: Игра «Звуконаблюдения», игра «Поэт», подвижная игра «Колокольчик», «Звуковые круги».

Словесные: взаимодействие в диалоге (вопросы-ответы), словесные игры:  

«Ням-Буль».

Длительность занятия – 25 мин.

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

I этап

Организационный (введение в ситуацию)

Педагог создает атмосферу психологической комфортности.

Включается аудиозапись со спокойной музыкой.

Дети входят в кабинет

– Ребята, давайте сейчас необычно поздороваемся друг с другом. Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте то, о чем я буду говорить.

Скажем «здравствуйте» руками,

Скажем «здравствуйте» глазами,

Скажем «здравствуйте» мы ртом

Станет радостно кругом.

- Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите вокруг – как стало радостно от наших улыбок!  

Дети: Берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, подмигивают, говорят «здравствуйте».

Создаю мотивацию:

Логопед демонстрирует детям скрипичный ключ и задает вопрос «Ребята, как вы думаете, дверь в какую страну открывает этот необычный волшебный ключ?».

Дети: Высказывают предположения.

-Ребята, этот ключ открывает двери волшебной страны звуков, куда я вам сегодня предлагаю отправиться. Вы согласны?

-Тогда, ребята, приглашаю вас в волшебный поезд, на котором мы отправимся в страну звуков.

- Я буду паровозом, а вы -вагончики. Первый вагончик тот, в чьем имени первый звук С, второй – в чьем имени первый звук Г, третий-в чьем имени первый звук Д, четвертый – в чьем имени первый звук В, а последние вагончики , те в чьем имени первый звук М.

Дети: Выполняют задания и строятся друг за другом.

 Звучит звук движущегося поезда, то быстро, то медленно

Дети: Движутся быстро или медленно в соответствии с музыкой.

II этап

Основной

·                     Ребята, страна звуков хранит множество тайн, давайте попробуем найти ответы на все вопросы.

·                     Ребята, закройте глаза и послушайте, что слышно вокруг.

Логопед предлагает детям послушать звуки за окном: звук завывания ветра, звук проезжающей машины, пение птиц, звук шагающего человека по улице, звук разговаривающих людей, лай собак (включаются звуки)

Дети: Высказывают свои версии.

·                     А что нам помогло услышать звуки вокруг? …  

Дети: Наши уши.

 

  Нам помогли уши. Мир полон звуков. Звуки окружают нас повсюду. Звуки могут издавать предметы, люди, птицы, животные.

    Детям предлагается отправиться на станции, где их ожидают конверты с записками-заданиями.

    Первая станция, куда отправляются дети, называется станция «Звуконаблюдения», они строятся друг за другом.

   Звучит звук движущегося поезда.

-Сейчас вы услышите различные звуки, попробуйте догадаться, что это за звуки.

Игра «Звуконаблюдения»

Логопед включает разные звуки: звук ложки в стакане, звук моющейся посуды, звук забивания молотком, звуковая заставка компьютера, скрип двери, звук тикающих часов, звук пылесоса, звук свиста закипающего чайника, звук стиральной машинки, звук чистки зубов, звук мяуканья кошки.

·                     А теперь ребята попробуйте догадаться, в каком месте можно услышать все эти звуки?

Дети: Дома или в квартире.

- А сейчас наш поезд отправляется на следующую станцию под названием «Поэтическая» (Дети строятся друг за другом)

    Звучит звук движущегося поезда.

-Ребята, а сейчас в стране звуков нам предстоит превратиться в поэтов. Посмотрите на экран, мы будем подбирать рифму к словам. А знаете ли вы, что такое рифма? (ответы детей)

Логопед: Действительно, рифма – это слова, которые звучат похоже. Найти рифму слову – это искусство, и у настоящего поэта процесс поиска рифмы к какому-либо слову занимает достаточно длительное время, но я думаю, вы легко справитесь с этим заданием.  

Показ слайдов. Выбор правильных картинок.

Игра “Поэт”.

Логопед:  читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).

Две сестрички, две лисички

Отыскали где-то... (спички, щетку, ложку)

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую... (лису, белку)

Опустела мостовая,

И уехали... (автобусы, трамваи, такси)

 

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу)

Дети: называют подходящую картинку из предложенных вариантов.

·                     Снова наш поезд отправляется по стране звуков.  Слушайте меня внимательно. Гордей встань между Димой и Дариной, Арина встань перед Варей, Марк встань за Игорем, Миша встань возле Вани...

Дети, внимательно слушая, выстраиваются друг за другом.

  Наш поезд отправляется дальше на станцию под названием «Динамическая».

  Звучит звук движущегося поезда.

-Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем.

Динамическая пауза «Колокольчик»

·                     Встаем с вами в круг, а ребёнок встает в середину круга и закрывает глаза, передаем колокольчик друг другу под музыку, когда музыка стихнет, тот у кого колокольчик остался в руках, звонит в него. Ребёнок должен указать направление, откуда доносится звон. Затем этот человек зовет водящего по имени. Водящий должен угадать, кто его зовет.

·                     Ребята, хочу поиграть с вами еще в одну игру:

«Ням-Буль»

Слушайте меня внимательно,

Напитки пьют, еду едят

Хотят того иль не хотят.

Выпить котлету у вас не получится,

А чтобы съесть сок- долго с вилкой мучиться.

«НЯМ» скажешь, если вдруг пищу заметил «БУЛЬ» скажешь, если напиток приметил.

·                     Что скажете, если услышите название еды?

Ням.

 -А если название напитка?

Буль.

Спагетти, Бифштексы, компот,

Чай, кофе, пюре, бутерброд,

Салат, молоко, винегрет, Печенье, коктейли, омлет,

Квас, пельмени, лимонад,

Сок, жаркое, шоколад.

·                     Ну что ж, ребята, в нашей прекрасной стране звуков, где вы уже прекрасно ориентируетесь, нам осталось выполнить последнее задание.  

Наш поезд отправляется дальше на станцию под названием «Гласные и согласные»

Звучит звук движущегося поезда

Игра «Звуковые круги»

·                     Перед вами два круга красный и синий.

В красный круг мы будем складывать картинки, в которых первый звук гласный.

Логопед: Давайте вспомним, гласный звук, это какой?

Дети: Гласный звук можно пропеть с открытым ртом, не встречая преграды.

А в синий круг-картинки, в которых первый звук-согласный.

Логопед: А согласный звук, это какой?

Дети: Согласный звук не поется, во рту есть преграда.

Пока музыка играет, вы собираете картинки. На старт, внимание, марш.

После того как музыка закончилась, проверяем правильность выполнения вместе с детьми.

 - Ну а теперь, ребята, наш поезд отправляется на последнюю станцию под названием «Заключительная» (Дети строятся друг за другом)

   Звучит звук движущегося поезда

III этап

Заключительный

– Ребята, вы большие молодцы. Выполнили в стране звуков все задания. Какое задание было самым сложным? Какое самым веселым?  Какое вам понравилось больше всего?

Дети: Ответы детей.

 -  Мне очень понравилось быть рядом с вами и наблюдать, как ловко вы со всем справляетесь.

  Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную страну «Звуков». А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад, но чтобы вернуться назад, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:

(Дети произносят волшебные слова)

Хлопни, топни

Вокруг себя обернись

В детском саду окажись!

Звучит волшебная музыка. На экране появляется изображение детского садика .

-  Вот мы с вами и вернулись в детский сад!

- А еще, ребята, я приготовила для вас сюрприз, попробуйте по звуку догадаться, что это? (в волшебном мешочке фантики от конфет)

Дети в предвкушении угадывают, что их ждет конфета.