Консультация для родителей и педагогов "Кинезиологические упражнения"

Консультация для педагогов и родителей на тему:

Тема:  «Кинезиологические упражнения в логопедической работе»

 

      Ни для кого не секрет, что в последнее время ухудшается психофизическое здоровье воспитанников: увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации, памяти, внимания и мышления. Для них характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы.

        Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. По данным органов образования и здравоохранения России состояние психического и физического здоровья детей уже на стадии дошкольного возраста ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников, поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер.

        Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Последнее время учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Ребёнок не укладывается в общий темп работы. Кроме того, увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР и с синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. В связи с этим в последние годы в логопедии широко применяется здоровьесберегающая практика.

           У детей, имеющих нарушения речи, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия. Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

        Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис» - движение,

и «логос» - наука, т. е. кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через движение. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, которые позволяют усилить межполушарное воздействие.

Эти упражнения способствуют:

-Развитию межполушарного взаимодействия;

-Развитию общей и мелкой моторики;

-Развитию памяти, внимания, воображения, мышления, речи,

пространственных представлений.

Использование кинезиологических упражнений на занятиях способствует повышению работоспособности, активизации интеллектуальных и познавательных процессов, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.

Кинезиологические приёмы, которые можно использовать на практике:

• артикуляционные упражнения;

• дыхательные упражнения;

• сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);

• упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:

Растяжки необходимы для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц двигательного аппарата.

“Снеговик”

Воспитатель говорит детям: - Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Дыхательные упражнения выполняются для улучшения ритмики организма, и развивают самоконтроль и произвольность.

 

“Ныряльщик”.

Исходное положение – стоя. Дети делают глубокий вдох, задерживают дыхание, при этом закрывают нос пальцами. Приседают, как будто готовятся нырнуть в воду. Считают до 5 и встают, как будто вынырнули – открывают нос и делают выдох.

 

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, повысить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего детского организма.

 «Глазки»

Чтобы зорькими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

 Тремя пальцами каждой руки дети легко нажимают на верхние веко соответствующего глаза и держат 1-2 секунды.

 

Телесные движения хорошо развивают межполушарное взаимодействие,

снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

 Упражнение «Ухо - нос»

Левой рукой возьмемся за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Кулак – ребро – ладонь»

Показать три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола. Сначала павой рукой, потом – левой, затем двумя.

«Велосипед»

Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений + пауза. Выполняется 3 раза.

«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. пробы выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Лягушка»

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук. Совмещать с движением языка влево, вправо. 8-10 повторений.

«Лезгинка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе так, что большой палец указывает налево. Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций с ускоряющимся темпом.

 Упражнение для развития мелкой моторики необходимы детям, чтобы стимулировать речевые зоны головного мозга.

 «Зеркальное рисование».

Дети рисуют на листе бумаги, на мольберте одновременно обеими руками зеркально- симметричные рисунки, буквы.

Массаж благотворно воздействует на биологические активные точки.

 «Пила»

Кисть и предплечье левой руки расположены на столе. Ребром ладони правой руки имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделывают то же для другой руки.

Упражнения на релаксацию это наиболее лучший способ расслабления, от напряжения.

 “Ковер-самолет”.

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка. Дети ложатся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Дети в нашей группе с удовольствием занимаются кинезиологическими упражнениями. Почему? Потому что им интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам. Кроме того, дети, выполняя упражнения, знают, что они помогают им лучше думать, быть внимательными, лучше запоминать.

Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект. Упражнения нужно делать ежедневно по 5-15 минут, желательно в спокойной обстановке. Главное – движения должны усложняться и частота их выполнения должна расти!

Для эффективной результативности работы нужно учитывать определенные условия:

-Упражнения проводятся утром.

-Упражнения проводятся ежедневно, без пропусков.

-Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке.

-Упражнения проводятся стоя, в ходьбе и сидя за столом.

-От детей требуется точное выполнение движений и приемов;

-Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий.

Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта , улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а главное способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.

          Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

 

  

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Аршавский В. В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. —Владивосток, 1988.

2. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. —М., 1981.

3. Гилевич И. М., Забара Е. А., Ипполитова М. В. и др. Дети с отклонениями в развитии. —М., 1997.

4. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001.

5. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. —М., 1999.