Консультация для родителей на тему:
«Как разговорить молчуна»
Начнем с вас. Увы, большинство родителей замечают, что
их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый
класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы
успеть «подтянуть» ребенка до 1 сентября. А ведь когда ребенок молчал в 2,5
года — одни говорили: «Он все понимает, только ленится», или «Он весь в папу
(тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил». Но подобная задержка сама по себе
уже должна была насторожить.
Другие родители, напротив, много прочитав,
ищут выход из ситуации и удивляются: «Я все делал, как рекомендуется: не
сюсюкал, говорил полными словами, много читал, ставил для прослушивания
аудиокассеты». Но это не принесло желаемого результата: ведь они нагружали
ребенка непосильной работой. А ребенок нуждается в строго дозированных
занятиях, его нельзя перегружать.
Артикуляционный аппарат. Очень часто дети, которые плохо говорят
для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема
скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью
челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного
аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и
фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка,
покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух,
«перекатывать» его из одной щеки в другую.
Наглядность. Озвучивайте любую ситуацию — но только если вы видите, что
ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза.
Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно
проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации,
поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь
произносить как можно более выразительно.
Говорите по-разному. Повторяйте по многу раз одно и то же
слово, да и фразу, меняя порядок слов. «БАБУШКА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА».
Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если
вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его
в разных контекстах и не единожды.
Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных
фраз: логопеды не советуют перегружать ребенка, предъявляя ему сразу большое
количество заведомо незнакомых слов.
Хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально
благоприятной ситуации: в таких условиях ребенок обучается и впитывает
информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
В основе речи — стремление к общению. Как бы несовершенно ваш ребенок не
говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже
если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог,
приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом
выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и
себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания — поэтому ему
необходимо слышать себя.
Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки
лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие
игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет
произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание:
побуждаете не вы, а ситуация.
Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словами на 2 уровнях:
понимает слова — это пассивный словарь, говорит — это активный. Активный
словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия
вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена
вещей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и
близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у
вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т. д. Это обязательно приведет
к так называемому лексическому взрыву: в дальнейшем ребенок перенесет в
активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая
книжки и комментируя свои действия.
Развивайте фонематический слух, побуждая
различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса — крыша, нос — нож).
Читайте. Логопеды советуют читать как можно больше коротких стихов
и сказок. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку.
Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если
это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами;
а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит
стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее
слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки,
помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.
Пальцы помогают речи. Обратите внимание на развитие мелкой
моторики — точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр,
игры с мелкими предметами — все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок
как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни
казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует
ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на
своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.
По мере того, как детские пальчики будут
становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
Только вы! Помните: только вы и ваша вера в силы и способности
ребенка могут помочь ему развиваться гармонично.
Как разговорить молчуна
или 6 китов запуска и развития речи у детей
1. Развитие речи малыша строится на развитии вестибулярного
аппарата, проприоцептивной системы и тактильных ощущениях.
2. Бесполезно в ребёнка впихивать скороговорки и прочие научные знания,
пока его нервная система разбалансирована.
Я уверена, что говорящего
малыша жестами и слогами превратить в оратора словами и предложениями помогут
шесть китов развития речи:
1 кит. Тренировка
вестибулярного аппарата, например разнообразные качели. Поэтому если ваш
малыш качается и качается, то не торопите его освободить качель. Значит ему это
надо.
2 кит. Чувство собственного
тела и умение им владеть. Например, ползать по шведской стенке или играть
в сосиску, закатав малыша в одеяло. Много бегать и ползать.
3 кит. Многообразие
тактильных ощущений. Например, игра в песочнице, в воде, в клумбе с
камешками.
4 кит. Волшебство
акварели. Например, окрашивать воду, смешивать цвета, рисовать и петь
одновременно.
5 кит. Развитый
артикуляционный аппарат (язык, губы, щёки, голосовые связки, гортань,
дыхательные органы).
6 кит. Мышление. Его я
успешно развиваю малышу с 10 месяцев посредством конструирования из кубиков
Bauer.
Кстати, если хотите больше
игр с малышом для запуска речи по методике сенсорной интеграции, то рекомендую
вам заглянуть в книгу «Развитие основных навыков у детей с аутизмом, автор Тара
Делани. Это книга - находка. Прелесть в ней в том, что влияние каждой игры
расписано по трем китам развития нервной системы малыша. А соответственно мозга
и речи.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают
запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным
словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением
отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой
аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал
развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого
выдоха
·
Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду —
пускаем пузыри
·
Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
·
Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки,
и дуем на них
·
Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых
стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
·
Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
·
Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
·
Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками
пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
1.
Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик,
чмокаем – целуемся
2.
Развиваем артикуляционные мышцы:
·
·
·
·
Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
·
Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и
спрятался обратно
·
Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
·
«Лакаем молоко» как кошка.
3.
Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
1.
Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где
звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7
утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит
лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы
скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных
инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
·
Топ-топ;
·
Хлоп-хлоп;
·
Прыг-прыг;
·
Бип-бип (Нажимаем
на носик)
·
Туда-сюда (Повороты
корпуса)
·
Вверх-вниз (Ручки
с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный
словарь
1.
Прятки игрушек под платочком
2.
ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного
цвета, формы или размера)
3.
ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на
картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у
себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
4.
Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем
красные шарики, а Зайчику желтые).
5.
Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки,
посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках
пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна
Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в
экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие
мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с
которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и
логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим
фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми
способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной
близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому
стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте,
не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа
(«Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших
движений полезно и нужно.
детей с речевыми
нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные
зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение,
расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к
моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать
эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок
не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно,
плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки –
фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться
автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
·
Угадай, что звучит.
·
Жмурки
·
В какой руке звучало
·
Быстро-медленно
·
Громко-тихо
·
Справа-слева (после 2 лет)
·
Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши
(как пример)
Вкусные игры
·
Облизываем губки – варенье, мед
·
Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на
язычке ягодку/конфетку
·
Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему
язычком вверх, вниз, вправо, влево
·
Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и
пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
·
Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
·
Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в
ротик
·
Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
·
Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока
или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять,
организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит
моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного
планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного
аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
·
Регулярность занятий
·
Новизна и проработка тех движений, которые еще не
автоматизированы
·
Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в
каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными
действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции
педагога.
Например:
·
Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или
ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
·
Использование двух рук сразу.
·
Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
·
Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная
бусина потом желтая бусина ит.д.).
·
Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные
много раз.
·
Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
·
Любые задания с использованием новых инструментов, материалов,
задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное
исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное
внимание и моторная ловкость.