Поступление в школу – это очень
волнительный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. Важно
понимать, что это первый шаг во взрослую жизнь, потому что ребенок оказывается
в новом для себя социуме, поэтому он должен понимать и принимать правила этого
общества, чтобы дальнейшее обучение происходило без дополнительных
проблем. Давайте разберемся – что же такое готовность к школе и каковы её
виды и критерии?
Раньше готовность ребенка к школе
оценивалась по определенному объему его знаний. Сейчас же педагоги и психологи
расценивают знания не как цель, а как средство развития ребенка. Ребенок должен
уметь пользоваться этим знанием, самостоятельно его добывать и анализировать.
Говоря о видах готовности к школе, можно
выделить следующие:
- психологическую
готовность,
- интеллектуальную
готовность,
- социальную готовность,
- физическую готовность.
В связи с этим каждому родителю хочется
знать, как подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Как понять, готов
ли он морально к этому? Как ему помочь, если в школе он столкнется (а это
наверняка произойдет) с первыми в его жизни школьными трудностями? Это очень
важные вопросы, поэтому рассмотрим максимально подробно, как можно подготовить
своего ребенка, чтобы его пребывание в школе было для него комфортным.
Что нужно уметь к первому классу
Существует определенный перечень простых навыков, которыми ребенок уже
должен владеть перед поступлением в школу. Вот их перечень:
·
Умение самостоятельно обслуживать себя. Ребенок должен уметь раздеваться,
одеваться, держать свои личные вещи в порядке. Очень важна личная гигиена, т.е.
ребенок должен быть приучен к утренней и вечерней чистке зубов, в течение дня
он должен следить за своей опрятностью, т.е. поправлять одежду и волосы при
необходимости.
·
Ребенок должен свободно рассказывать о себе, чем он увлекается, а также
рассказывать о членах своей семьи.
·
Умение дружелюбно вести себя с другими детьми, при этом он должен понимать,
что правила поведения со сверстниками и со взрослыми отличаются. Он должен
знать, как именно обращаться к учителям, как здороваться и прощаться.
Обязательно знание элементарных правил этикета, т.е. ребенок должен говорить
«спасибо» и «пожалуйста».
·
Умение различать гласные и согласные звуки, писать печатные буквы, а также
читать простой текст.
·
Он должен быть знаком с русскими народными сказками, знать имена великих
русских поэтов и писателей.
·
Умение различать утро, обед и вечер, а также знать названия месяцев, дней
недели, времен года.
·
Умение пересказывать услышанный или прочитанный текст, составлять рассказ
по картинке.
·
Элементарные знания об основных геометрических фигурах: квадрат, круг,
треугольник и т.д.
·
Достаточная усидчивость, чтобы ребенок мог высидеть 30-40 минут, при этом внимательно
слушая учителя.
·
Знание цветов и оттенков.
·
Знать цифры от 1 до 10. Называть числа в прямом и обратном порядке.
·
Умение различать одушевленные и неодушевленные предметы.
·
Умение сравнивать предметы по величине.
·
Умение находить лишнее (масло, сыр, колбаса, пластилин – что лишнее?).
·
Ребенок должен соотносить предметы по определенным обобщающим категориям. К
примеру, чашка, кружка, вилка – это посуда и т.д.
·
Знать части человеческого тела и уметь их нарисовать.
·
Ребенок должен вести себя со сверстниками на равных, отстаивая свою точку
зрения. При этом он не должен вести себя агрессивно по отношению к ним.
·
Он должен адекватно реагировать на то, что с ним кто-то не согласен.
·
Быть достаточно физически подготовленным для обучения в школе.
Подразумевается, что
ребенок уже освоил все навыки и умения перед поступлением в первый класс.
Безусловно, большую роль в этом в процессе играют детские сады и родители,
которые должны заложить определенную базу, в рамках которой будет происходить
дальнейшее обучение.
С какими стрессами ребенок может столкнуться
Когда ребенок идет в первый класс, то вполне естественно, что он испытывает
волнение в связи с попаданием в незнакомую и непонятную для себя обстановку.
Все дети, которые в первый раз идут в школу, сталкиваются со следующими
видами стрессов:
·
Иммунологический. Ребенок попадает в большой коллектив детей и взрослых, у
каждого из которых свое состояние здоровья. Кто-то чихает, кто-то кашляет, при
этом это происходит не на открытом воздухе, а в условиях закрытого пространства.
Поэтому вполне естественно, что в классе, коридоре или столовой дети
сталкиваются с различными вирусами.
·
Социальный. Школа – это всегда новый коллектив, где каждому приготовлена
своя роль. Ребенок должен адаптироваться к новым условиям, занять определенную
нишу в социуме.
·
Учебный. Здесь имеется в виду не только выполнение домашних заданий, но и
необходимость спокойно сидеть на уроке положенное время, поднимать руку, когда
он хочет что-то сказать или ответить на вопрос преподавателя.
В этом случае помогает
предварительная подготовка в виде посещения детского сада. Поэтому если ваш
ребенок не посещал его, то хотя бы за год до школы нужно отдать его в сад или в
развивающий детский центр. Здесь он столкнется с примерно теми же ситуациями,
что и в школе (коллектив детей, разные социальные роли, тот же учебный стресс,
только в более мягкой форме).
Как понять, подготовлен ли ребенок к школе
психологически
Важно говорить не только об интеллектуальной готовности ребенка к школе, но
и том, насколько уровень его психологической зрелости позволяет ему учиться. От
этого зависит не только его успеваемость, но и самочувствие.
Психологическая готовность к обучению состоит в том, что ребенок овладевает
предпосылками к последующему усвоению «школьных» качеств.
О. А. Карабанова включает несколько свойств и способностей ребенка, которые
демонстрируют его психологическую готовность к обучению в школе:
·
Возможность выполнения ребенком учебной деятельности под руководством
педагога, а затем самостоятельно.
·
Наличие предпосылок для усвоения системы научных понятий.
·
Освоение навыков кооперации и учебного взаимодействия в отношениях с
другими детьми и преподавателями.
Школа и здоровье ребенка
Физическое состояния ребенка – это еще один важный момент, который нужно
учитывать при подготовке к школе.
В возрасте 6-7 лет у детей происходит ряд важных изменений в организме –
это смена зубов и интенсивный рост всего организма. Не зря наиболее
благоприятным возрастом для начала обучения считается 7 лет, но в ряде случаев
ребенок садится за парту в возрасте 6 лет. Часто такие дети оказываются
недостаточно физически развиты, чтобы выдержать все школьные нагрузки.
С точки зрения подготовки к первому классу и того, что могут сделать
родители, важно отметить большое значение летнего отдыха перед учебой. Задача
родителей – организовать отдых таким образом, чтобы ребенок смог отдохнуть от
большого количества людей (и, как следствие, большого количества инфекций),
огромного количества выхлопных газов и бытовой химии, а также общепита.
Идеальное место для
этого – дом в деревне у бабушки, где минимум людей, всегда свежий воздух и
полезные продукты. Если такой возможности нет, то подойдет любой загородный
отдых на даче (естественно, под присмотром родителей). В таких условиях ребенок
будет физически развиваться, у него нормализуется работа сосудов и сердца, он
полноценно отдохнет и окрепнет перед долгим учебным годом.
Как подготовить ребенка к школе: советы родителям
В то время, когда детей не учили писать и читать до школы, они воспринимали
школу и поступление в 1 класс как нечто особенное и волнительное для них
событие. Дети буквальным образом ощущали смену своего статуса – с дошкольника
на школьника. Это был настоящий прогресс в развитии их личности, потому что
именно в школе они начинали обучаться чтению, письму и другим школьным навыкам.
Еще каких-то 40-50 лет
трудно было представить ребенка, который не хотел идти в школу. Сейчас же таких
детей становится все больше. В чем же может быть причина? Дело не в пресловутой
разнице поколений, которой так привыкли апеллировать многие люди, не знакомые
со всей спецификой. Дело в том, что граница между детским садом и школой,
дошкольным и школьным возрастом, постепенно размылась. Получается, что писать и
читать их уже научили в детском саду, поэтому дети задаются резонным вопросом –
а чем же мы будем заниматься в школе? Они понимают, что в первом классе они
будут заниматься примерно тем же, чем они занимались в детском саду.
Соответственно, у современных детей элементарно пропадает мотивация к учебе еще
до поступления в школу.
В таком случае родителям помогут рекомендации, как правильно подготовить
ребенка к школе и сохранить в нем мотивацию к учебной деятельности. В первую
очередь, нужно создать четкий переход между поступлением в первый класс и тем,
что было до этого. Не нужно излишне перегружать ребенка чередой домашних
заданий по изучению математике, чтению и другим навыкам – в школе его всему
научат если, повторимся, в нем сохранится мотивация к обучению. Важно
сконцентрировать его внимание не только на обязанностях, которые он должен
будет выполнять, но и на каких-то приятных вещах, которые ждут его в школе.
Не нужно «бежать впереди
паровоза» и постигать с ребенком программу первого класса заранее. Поверьте,
это не даст ему особо никаких преимуществ перед одноклассниками, потому что на
длинной дистанции школьного обучения дети примерно выровняются по уровню знаний
к 3-5 классу. Напротив, важно сохранять в ребенке чувство новизны, чтобы он
воспринимал тетрадки, пенал и свой первый школьный портфель как приятные для
него аксессуары, которых у него до этого не было.
Какие еще советы могут быть полезными
Есть несколько дополнительных рекомендаций, как лучше подготовить ребенка к
школе:
·
Будьте заинтересованы в своем ребенке, помогайте ему достигать положительного
результата.
·
Не забывайте его хвалить, даже если его фактически успехи не так видны.
Ребенок должен понимать, что вы оцениваете его деятельность.
·
Стремитесь к тому, чтобы ребенок выполнял все задания самостоятельно. Но
если у него что-то не получается, то не нужно критиковать его. Не забывайте о
таких фразах, как «Я знаю, что у тебя все получится», «Я верю в твои
способности» и т.д. Так вы повышаете его уверенность в своих силах.
·
Всегда давайте ему высказаться и не перебивайте. Не подавляйте его
познавательную активность и инициативу.
·
Всегда отвечайте на все его вопросы, потому что детская любознательность
помогает ребенку получить максимально большой объем информации об окружающем
мире, которая пригодится ему в дальнейшем обучении.
·
Все ваши требования и запреты должны быть обоснованы. Недостаточно просто
сказать: «Нельзя» или «Так надо» - важно донести до ребенка точную причину
вашего отказа или требования.
·
Никогда не сравнивайте его и его успехи с другими детьми или вашими
родственниками. Помните, что ребенок только учится учиться, поэтому он не может
сразу демонстрировать феноменальные успехи.
Самый главный совет, который может дать любой психолог – принимайте своего
ребенка таким, какой он есть, т.е. со всеми его достоинствами и недостатками.
Это вечная проблема завышенных ожиданий родителей, которые часто в лице своих
детей хотят воплотить то, чего они сами не смогли достичь в своей жизни.
Помните, что ваш ребенок
– это не поле для реализации ваших собственных амбиций. Это полноценная личность,
которой могут нравится совершенно не те занятия, которые нравились вам в
детстве. Цените индивидуальность ребенка и то время, которое вы проводите
вместе.