И в самом деле, кто же
такие логопеды и самое главное, чем они занимаются?
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за
шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой
слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое
развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае
поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи. При слове «логопед»
многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма «По семейным
обстоятельствам». Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас
и Вашего ребенка.
У заботливых родителей
море вопросов:
Почему ребёнок молчит?
Правильно ли развивается речь у моего сынишки или дочурки?
Нужно ли беспокоиться или нам ещё рано?
В чём причина нарушения речи?
Почему дети стали плохо говорить? Ведь раньше к логопеду обращались единицы? –
вспоминают бабушки.
Как помочь ребёнку?
Во всем этом поможет разобраться учитель-логопед.
Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это
дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к
учителю-логопеду! Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно
у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции Правильная, красивая, связная
речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только
родным, но и иностранными языками.
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит»
звуки. Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно
произносить звуки родного языка), но и:
-словарный запас;
-фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и
различать звуки);
-грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в
предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);
-связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам,
из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).
Работа логопеда начинается с
развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и
различения), памяти и мышления. Это – необходимая база для развития всех
сторон речи.
Обследование речи детей осуществляется ежегодно. Набор детей на
занятия с учителем-логопедом осуществляется один раз в год. Дети с выявленными
нарушениями речи направляются на психолого-педагогический консилиум ДОУ, по
итогам которой зачисляются на занятия. Обучение проводится на подгрупповых и
индивидуальных занятиях.
Основные задачи коррекционного
обучения:
формирование
правильного произношения (развитие дыхания и просодики, воспитание
артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического
слуха и восприятия);
практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
подготовка к обучению грамоте;
развитие навыков связной речи.
Много усилий требуется не только от логопеда, воспитателей, но и
от Вас, уважаемые родители!
Залогом успеха коррекционной работы
являются:
- медикаментозное
лечение (по показаниям врача);
- четкое выполнение рекомендаций логопеда;
- регулярное посещение детского сада (отсутствие пропусков по неуважительным
причинам);
- выполнение домашних заданий;
- контроль за речью ребенка.
Дорогие родители, помните! Хорошие
плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием.
Поэтому:
- старайтесь сделать
ваши занятия с ребенком интересными и увлекательными;
- поощряйте каждый правильный ответ ребенка, и будьте терпимы к его ошибкам;
- не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если вы видите, что
ребенок устал и отвлекается, лучше отложите занятие;
тем не менее, заниматься следует систематически — 2–3 раза в неделю;
дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых
заданий полезно меняться с ребенком ролями.
Доброе отношение, похвала, игровая
форма занятий, соревновательный момент – все это повысит интерес ребенка к
занятиям, а значит, возрастет и их результативность.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок в
будущем приобрел интересную специальность, раскрылся как личность, в первую
очередь научите ребенка грамотно и красиво говорить.
Правильная речь необходима человеку любой специальности. Неправильная, скудная
речь ребенка затрудняет его общение с окружающим миром, отражается на его общем
развитии, характере, а в будущем может быть причиной плохой успеваемости
в школе.
Речь отца, матери и всех членов семьи
– это первый образец, которому подражает ребенок. Родители! Вы – первые учителя
родного языка для своего ребенка! Семья – первая школа!
Без помощи взрослых ребенку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с
ребенком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте. Говорите и отвечайте на
все его вопросы спокойно, неторопливо, четко, выразительно, средней силы
голосом, правильно произносите звуки и слова – это поможет ребенку скорее
овладеть правильной речью.
Не подражайте неправильной речи
ребенка, сами не навязывайте детям неправильных, надуманных слов, как «ням-ням»
или «бобо». Этим Вы задерживаете правильное развитие речи ребенка.
Не допускайте у детей быстрой речи.
Приучайте ребенка говорить неторопливо, четко, выразительно, правильно
произносить звуки и слова.
Не перегружайте ребенка речевым
материалом. Не давайте детям младшего возраста заучивать длинные стихотворения.
В случае заикания и задержки речи у
ребенка сразу обращайтесь к логопеду.