Программное содержание:
Образовательные задачи:
-формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину;
-учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана;
- закреплять умение при составлении рассказа опираться на схему-дорожку;
- упражнять в образовании однокоренных слов от существительного ёж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
- уточнить знания о жизни диких животных (ежей) в природе.
Развивающие задачи:
-развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к составлению рассказа по картине;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Материалы и оборудование: Картина «Ежи», мольберт, указка, схема-дорожка, мяч.
Предварительная работа:
Чтение рассказов И. Акимушкина «Жил - был ёжик», И. Соколова-Миткова «Ежи», разучивание стихотворения «Трудолюбивый ёжик», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», загадывание загадок о диких животных.
Интеграция: Художественно-эстетическое развитие: развивать мелкую моторику рук.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем много разговаривать, поэтому давайте разомнем наши язычки (артикуляционная гимнастика):
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
(дети садятся на стульчики полукругом)
Воспитатель: Ребята, скажите, каких лесных животных вы знаете?
Дети: медведь, лиса, волк, белка, еж.
Воспитатель: Много живет в лесу животных, а про кого говорится в этой загадке попробуйте отгадать.
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
Дети: Ежик.
Воспитатель: Правильно, ежи очень интересные животные. Живут они семьями, давайте назовем членов семьи ежей: папа-еж, мама-ежиха, детеныши-ежата, а если один малыш-то - ежонок.
Воспитатель: Ёжи обитают в лесу. Живут они в норах. Спина животного покрыта иглами. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые. Маленькие ушки и хвостик. Зубы острые. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Ежи приносят пользу - уничтожают вредителей, их нельзя обижать.
Воспитатель: Кирилл прочитает стихотворение
Трудолюбивый ёжик
Вышел ёжик в лес чуть свет,
Весь в иголочки одет,
А иголочки крепки,
Держат яблочки-грибки,
Ёжик хоть и невелик,
Но трудиться он привык.
Подберёт, засушит впрок
Вместе с яблочком грибок.
Вместе с яблочком грибок.
Воспитатель: Посмотрите, какую красивую, яркую картину я вам принесла. Показ картины «Ежи». Кто нарисован на картине?
Дети: ежики.
Воспитатель: Ребята, давайте придумаем название этой картине
Дети: Семья ежей. Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке… .
Воспитатель: Нам нужно составить рассказ по этой картине, рассмотрите внимательно и ответьте на вопросы:
Воспитатель: Что изображено на этой картине?
Дети: лесная полянка.
Воспитатель: А какое время года?
Дети: ранняя осень.
Воспитатель: Что нарисовано на полянке?
Дети: пень, трава, ягоды, жука, кузнечика.
Воспитатель: Кого вы видите здесь?
Дети: ежей.
Воспитатель: Сколько их?
Дети: четверо.
Воспитатель: Какая мама ежиха?
Дети: большая, колючая, заботливая, внимательная, охраняет своих малышей.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку?
Дети: найти пищу, погулять, побегать.
Воспитатель: Какие ежата?
Дети: маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые.
Воспитатель: Что делают ежата на полянке?
Дети: гуляют, ищут пищу, увидели жука, кузнечика.
Воспитатель: Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке?
Дети: да.
Воспитатель: А сейчас немножко отдохнем.
Физкультминутка:
Ходит ёжик по полянке, ищет он грибы – опята.
(ходьба на месте, повороты головы вправо и влево)
Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.
(прищуриться и открыть глаза, развести руки в стороны)
Вверх смотрел он, вниз глядел,
(посмотреть вверх- вниз)
Сам тихонечко пыхтел.
(произнести «пых», «пых», «пых»)
Смотрел влево, смотрел вправо,
(голова неподвижна, посмотреть влево – вправо)
Вдруг увидел гриб на славу!
(закрыть и широко открыть глаза)
Оглянулся он ещё через левое плечо,
(руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад)
Через правое ещё.
(повернуть голову вправо, посмотреть назад)
Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.
(ходьба на месте, высоко поднимая ноги)
Воспитатель: Послушайте мой рассказ по картине «Ежи»
Однажды в теплый осенний день мама ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли травка и мох, лежал старый пень, было много ягод и разных насекомых.
Ежата маленькие, колючие, любопытные и забавные. Они сразу разбежались по полянке.
Мама ежиха наблюдает за своими ежатами и учит их добывать в лесу пищу. Ежиха большая, заботливая, любящая, охраняет от хищников своих ежат.
Один ежонок повстречал на пне большого жука.
Другой ежонок стал охотиться на зеленого кузнечика.
Третий малыш заметил в траве червяка и поспешил за ним.
Ежатам очень нравится гулять на лесной полянке. Это дружная ежиная семья.
- Понравился мой рассказ? (да).
- Ребята, чтобы вам легче было составить рассказ, я приготовила схему-дорожку. Опираясь на нее, вы без труда опишите картину.
- Давайте рассмотрим схему:
1. Сначала нужно описать лесную полянку, на которую мама ежиха привела ежат.
2. Затем расскажите, какие ежата.
3. Потом опишите маму ежиху.
4. Теперь нужно рассказать про каждого ежонка, что делают на полянке:
5. чем занят первый
5. кого увидел второй ежонок
6. и куда пошел третий.
7. И в конце сказать, понравилось ли ежатам на полянке.
Заслушиваются по очереди 3-4 ребенка.
Воспитатель: Теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение» (с мячом):
Медведь большой, а еж-маленький,
Заяц пушистый, а еж - колючий,
Волк злой, а еж – добрый,
Еж спит днем, а охотится – ночью,
Белка живет в дупле, а еж – в норе,
У лисы-лисята, а у ежихи-ежата,
Один – ежонок, а много – ежата.
Воспитатель: Хорошо, и в конце давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
Дети: составляли рассказ по картине.
Воспитатель: Чей рассказ вам больше всего понравился?
Воспитатель: О ком мы сегодня говорили, что новое и интересное узнали о ежах?
Воспитатель: Молодцы, вы все сегодня хорошо позанимались и я приготовила для вас маленький сюрприз – раскраски с изображением ежика. В свободное время вы их раскрасите.